В своих поздних произведениях Фрейд связывает чувство вины со строгой оценкой Супер-я. С этой точке зрения, с точки зрения Супер-я субъект всегда виноват. В книге "Недовольство культурой" Фрейд разрабатывает доктрину чувства вины: общественное Супер-я приказывает отречься от импульса, предлагая взамен возможность войти в программу цивилизации, однако, чем больше человек подчиняется приказу Супер-я, тем больше его чувство вины. Это замкнутый круг фрейдистского Супер-я: чем больше ему подчиняешься, тем более виноватым себя чувствуешь.
О какой вине идет речь на уровне бессознательного?
В Семинаре VII Лакан прямо обращается к об этой проблеме. Его ответ заключается в том, что вина связана не столько с долгом, который установило Супер-я, сколько с бессознательным желанием как таковым. Этическая вина заключается именно в отдалении от собственного желания. Каждый раз, когда мы отступаем от своего желания, мы бессознательно испытываем чувство вины. В этом смысле избавление от чувства вины обязательно включает в себя приближение к этике желания. В противном случае отречение от желания вызывает - в клинике невроза - депрессивный эффект. Следовательно, депрессия связана не только с потерей объекта, как думал Фрейд, но также и с отречением от собственного желания, с подчинением логике "жертвы ради жертвы", навязанной моралью Супер-я. (Рекалькати, Человек без бессознательного)